Место, где раньше стоял монастырь, стало носить название Погост Озера. Крестьянское поселение на другой стороне реки Желчи, в древности носившее название Подмонастырская слобода, стало называться Озерская слобода. Ныне это деревня Озера, получившая свое название от местности, заключенной между трех озер; Велино, Долгое и Ужинское, соединенных рекою Желчою. Окружена деревня лесами и болотами.

К сожалению, не сохранилось никаких данных о жизни прихода церкви Покрова Богородицы в период с момента закрытия монастыря в 1764 году до 1833 года. Известно только, что в 1833 году церковь была приписана к Моцкой Георгиевской церкви1 и в ней служили священники из соседних Полновского или Ремдовского приходов.

В середине ХIХ века храм стоял в запустении. К этому времени относятся предания о дивных видениях, бывших в закрытой церкви. Жители Озерской слободы видели огонь в храме и горящие свечи, слышали ангельское пение, ощущали благоухание. Дети видели седого старца, кадящего в церкви со свечою в руке. Были и другие видения (по данным из книги «Историко-статистические сведения С.-Петербургской епархии»). Может быть, сам преподобный Иларион совершал службу в сослужении ангелов в старой, начавшей рушиться монастырской церкви…

Возможно, это явилось указанием самого преподобного Илариона санкт-петербургскому купцу Мартиниану Якимову, уроженцу Озерской слободы, начать строительство нового каменного храма на месте деревянного — для возобновления молитвенной жизни в этом святом месте. Об этих необычных событиях мы читаем в акафисте преподобному Илариону: «Пение дивное слышаша иногда людие и свещи горящия видеша в храме, идеже честныя мощи твои почивают, в обители, юже создал еси, запустевшей, идеже служба божественная в храме преста. Сими же знаменьми возбуждаеши, да христоименитии людие потщатся храм святый возсоздати и службы Божия в нем уставити, да верных соборища дивному во святых Богу со умилением вопиют: Аллилуия» (Кондак 11).

Вместе с Мартинианом Якимовым в возрождении храма участвовал губернский секретарь Алексей Мартынович Турчанинов, позднее ставший монахом Череменецкого монастыря Авраамием.

Из архивных данных достоверно известно, что в 1841 году указом Святейшего Синода разрешено построить новую каменную колокольню вместо ветхой деревянной и сделать ремонт деревянной церкви. Читаем выписку из рапорта Антония, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского о восстановлении Озерской Покровской церкви: «Указом Святейшего Синода от 11 июля 1841 года, разрешено пархиальному начальству дозволить построить при сей церкви каменную колокольню вместо ветхой деревянной, на собственный купца Мартиниана Якимова счет; а в 1844 году, также на собственный счет, построить новую вокруг сей церкви ограду каменную…». В период с 1841 по 1850 гг. старинная деревянная церковь Покрова Богородицы была обшита тесом и покрашена на средства купца Мартиниана Якимова. Тогда же была построена каменная колокольня на его же средства.

В 1843 году была разобрана за ветхостью деревянная церковь Рождества Христова. По разобрании церкви все годное к употреблению внесено в Покровскую церковь (До наших дней сохранилась икона архидиакона Стефана, которая являлась северной дверью иконостаса церкви Рождества Христова. В советское время она была сохранена верующими людьми в храме Архангела Михаила в д. Кобылье Городище и возвращена в церковь Покрова Богородицы д. Озера в 1994 году).

В настоящее время на берегу реки внутри церковной ограды стоит деревянный крест, обозначая место алтаря древней церкви Рождества Христова.

В 1844 году была построена каменная ограда вокруг церкви и две каменные сторожки (одна из сторожек сохранилась до нашего времени), встроенные в ограду. В том же году был обновлен иконостас.

В 1845 году по просьбе купца Мартиниана Якимова церковь Покрова Богородицы становится самостоятельной. В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербу0рга имеется выписка из определения Святейшего Синода от 28 ноября 1845 года: «…упомянутую церковь восстановить приходскою и ввесть в 6-й класс и по сему классу причту при ней состоять из священника и дьячка…». Так что уже с 1846 года в храме были самостоятельные священники. До нас дошли их имена: о. Иоанн Смирнов, о. Адриан Пустынский, о. Василий Вознесенский, о. Иоанн Копьев, о. Николай Беляев и о. Дмитрий Красовский (данные на 1885 год).

В июне 1847 года был утвержден проект двух каменных приделов к деревянной церкви, а в июле того же года утвержден проект фасада каменной церкви Покрова Богородицы. В архивных документах мы читаем: «Департамент проектов и смет рассмотрел представленный в 1847 году местным начальством проект на пристройку двух каменных теплых приделов при деревянной Покровской церкви д. Озера… Департамент находит оный одобрительным и цели своей соответствующим…» Таким образом, с 1847 года началось строительство каменного храма и двух теплых каменных приделов. Строительство приделов закончено в 1850 году, один из них был освящен в этом же году, а другой — в 1851 году. Строительство же храма из кирпича продолжалось до 1871 года.

Центральный престол был посвящен празднику Покрова Божией Матери (как и в старой церкви), правый — Рождеству Христову, а левый — прп. Илариону Великому. Антиминс для центрального престола был освящен еще в 1751 году архиепископом Псковским и Нарвским Симоном и перешел в новый храм из старого. А антиминсы для приделов были освящены в 1849 году.

Таким образом, стараниями санкт-петербургского 3-й гильдии купца Мартиниана Якимова, который явился и благотворителем этой церкви и ее старостой (ктитором), к концу ХIХ века она «по всем отношениям равнялась лучшим сельским церквам», так как часть икон и утвари из храмов закрытого монастыря перешла в храм Покрова Божией Матери.

Имеются некоторые сведения о ценностях, которые находились в церкви в конце ХIХ — начале ХХ веков.

Над местом погребения прп. Илариона было две раки. Первая рака, неизвестно когда и при каких обстоятельствах изготовленная из красного дерева, обложена внутри кипарисом (в советское время она была передана верующими в церковь св. Архангела Михаила деревни Коровье-Городище, а в 1994 году возвращена в Покровский храм д. Озера). Вторая рака в 1887 году была пожертвована псковским иконописцем Алексеем Бириным. На четырех сторонах раки были помещены иконописные изображения фрагментов жития прп. Илариона (В 1993 году в весьма плачевном состоянии - была утрачена часть резьбы позолота, две иконырака была обнаружена в сарае около Гдовского собора Державной иконы Божией Матери и возвращена на место погребения прп. Илариона. Обе раки были возвращены в церковь при активном участии священника Евгения Михайлова). Над ракой была сень на резных столбах, под резным золоченым балдахином.

В церкви Покрова Богородицы было много икон с изображением прп. Илариона, некоторые из них – в вызолоченных ризах. Из всех икон святого сохранились две. Первая – икона из раки преподобного, на которой святой изображен лежащим во гробе с закрытыми глазами, с крестом и евангелием в руках (Эта икона была сохранена Марией Ипполитовной Сахаровой, жительницей деревни Ореховцы, и передана ею в церковь арх. Михаила деревни Кобылье Городище. Икона возвращена в раку святого в 1994 году священником Евгением Михайловым). Вторая икона, на которой преподобный изображен на фоне Покровского храма, была вывезена в Псковский музей-заповедник экспедицией Министерства культуры РСФСР под руководством Н.Н. Померанцева в 1962 году (В 1991 году икона была передана в собор Державной иконы Божией Матери г. Гдова, где находится в настоящее время. В середине 90-х годов ХХ века икона была отреставрирована).

По описям конца ХIХ века, в храме находились: напрестольный серебряный вызолоченный крест 1843 года с частицами мощей и животворящего древа Креста Господня, храмовая икона Покрова Богородицы греческого письма, почитаемая чудотворною, дарохранительница (современная бывшему монастырю), старинные богослужебные книги (Евангелие ХVII в., октоих и минея ХVII в., триодь постная ХVII в. и др.), монастырский синодик ХVIII века. Все эти и другие духовные ценности были уничтожены в советское время.

На колокольне среди прочих колоколов было два, отлитых по заказу Иоанна Грозного в 1570 году, высота большего — 102 см, меньшего — 92 см. На одном из них написано, что он «вылит 7070 г. (по летоисчислению от сотворения мира), июня 11, в церковь Воскресения Христова, на Вавиловскую гору и Эрьево (предположительно, в Юрьев-Дерпт) при царе Иоанне Васильевиче»; на другом — что его делал мастер Логин при архиепископе Новгорода и Пскова Пимене, при воеводе Якове Андреевиче Салтыкове, при игумене Феодосии, при свешнике Ионе, казначее Юрии, при келаре Каяне и пр. (Эти колокола в 1962 году были сброшены с колокольни церкви Покрова Богородицы д. Озера и увезены в Псковский музей-заповедник. В настоящее время они находятся в собрании этого музея). Об остальном имуществе храма не сохранилось никаких сведений. На территории церкви в 1898 году было построено два дома: один — дом причта для священника, другой — церковно-причтовый дом для псаломщика. Оба дома были разобраны на дрова в советское время.

В приходе имелось два кладбища: одно — в церковной ограде (наверное, для священников, которые служили в этой церкви, и монахов закрытого в XVIII веке монастыря), другое — недалеко от церкви, вокруг часовни прп. Илариона.

В 50–60-х гг. ХIХ века при церкви было училище, готовящее чтецов и певцов для храма. В то время наш народ твердо хранил христианскую веру. Церковь для крестьян была и школой, и центром культуры. А самым грамотным человеком на селе был священник, который умел читать, писать, учил детей грамоте.

К началу ХХ века приход церкви состоял из 800 человек, деревня Озера была довольно большим населенным пунктом (около 40 дворов). В престольный праздник Покрова Богородицы (14 октября по н.ст.) и в память прп. Илариона (3 ноября по н.ст.) устраивались ярмарки. Через реку Желчу был мост, разобранный во время Великой Отечественной войны.

Предание донесло до нас несколько необычных событий, связанных с именем прп. Илариона (по данным из книги «Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии», 1885).

Дом священика около церкви. Начало ХХ века Мост через реку Желчу (д. Озера). Начало ХХ века

Во время ремонта фундамента два каменщика из Гдова, Петр и Григорий Кириллины, молодые парни, полюбопытствовали коснуться склепа, в котором был скрыт гроб преподобного, вероятно, желая узнать, здесь ли находятся мощи угодника Божия. Но за дерзость свою были наказаны: на них напал внезапный страх, они бросились бежать и от испуга лишились рассудка. Петр впоследствии поправился, а Григорий нет.

В 1852 году один молодой путешественник по святым местам от изнурения сил получил горячку и в болезненном состоянии пришел ко гробу преподобного Илариона. Он молился, сколько мог, просил преподобного, чтобы дарована была ему возможность продолжить путь свой. Предав себя заступлению угодника Божия, больной паломник скромно приютился в ограде, при стене церковной, у того места, где стоит гробница преподобного. Угодник Божий даровал скорое исцеление молодому человеку — на утро горячка оставила его.

Сохранились и интересные воспоминания наших современников. В 1996 году Фаина Андреевна Иванова вспоминала рассказ своей матери Анисьи Яковлевны Ивановой: ее односельчанину было явление в дупле дерева, в котором молился прп. Иларион, и голос, который говорил, что мощи преподобного находятся в храме. Происходило это в ХIХ веке.

Михаил Николаевич Павлов, житель д. Озера, рассказывал, что его бабушка работала на строительстве фундамента церкви Покрова Божией Матери в конце ХIХ века. Рабочие, складывающие фундамент, заметили, что на следующий день все, что они построили, было разрушено. И так было каждый день. Одному из рабочих был голос: «Отступите на метр». Так было несколько раз. И когда отступили на метр в сторону, то уже ничего не разваливалось, и они благополучно закончили кладку фундамента. Возникло предположение, что они начали складывать фундамент над склепом с мощами преподобного Илариона. Но, отступив на метр, возвели фундамент храма вокруг места захоронения святого.

В дни памяти прп. Илариона — 3 ноября (день его ангела) и 10 апреля (день его преставления ко Господу) — в церкви всегда было многолюдно, из соседних приходов приходили крестные ходы. 3 ноября 1916 года на праздник прп. Илариона ко всенощному бдению прибыл епископ Гдовский Вениамин (Казанский), с 1917 года — митрополит Петроградский и Гдовский, ныне причисленный к лику святых в чине священномученика. Он отслужил всенощное бдение накануне праздника и Божественную литургию в сам праздник, возглавил крестный ход к часовне памяти прп. Илариона, построенной вокруг дерева, в котором по преданию молился святой. Помимо желания помолиться у мощей прп. Илариона, владыку связывало с этим удаленным уголком Петроградской епархии то, что с 1913 года до лета 1917 года в Покровской Озерской церкви служил его младший брат — священник Григорий Казанский. После окончания Санкт-Петербургской Духовной семинарии он поступил на медицинский факультет Юрьевского (ныне Тартуского) университета, но не окончил его. В прошении на имя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Богоявленского) он писал: «Я надеюсь, что при помощи Божией опыт и знания, полученные в Университете, мне лишь помогут быть верным работником Православной Церкви в деревне». О. Григорий Казанский получил назначение в Покровскую церковь села Озера Гдовского уезда (в Российской Империи все малые населенные пункты, в которых имелись приходские церкви, именовались селами, а не имевшие храмов, пусть и более многолюдные, деревнями). Владыка Вениамин сам 17 марта 1913 года рукоположил брата в сан священника. О празднике в Озерах в 1916 году о. Григорий написал заметку в «Известия по Петроградской епархии» (№ 48 за 1916 год). Ознакомимся с этим интересным текстом, в котором сохранились слова одного святого о другом святом. «Среди лесов Гдовского уезда, недалеко от бурного Чудского озера, есть тихий уголок место подвигов преподобного Илариона Гдовского, по древним надписаниям Псково-Езерского. (Ныне там расположен Покровский Озерский погост). Здесь в ХV веке подвизался святой подвижник Иларион, и был основан им монастырь…

21 октября (ст. ст.) в день памяти преподобного, сподобил Господь во главе нас, чтущих память прп. Илариона, видеть и архипастыря нашего, преосвященнейшего Вениамина, епископа Гдовского. Неутомимый владыка прибыл со ст. Нарва Балтийской жел. дороги, совершив 112 верст, почти не отдыхая, на лошадях, ко всенощной. Стоустая молва уже разнесла весть, что в Озерской церкви в Иларионов день будет служить сам архиерей. Казалось, веселее звонили колокола. Два из них, судя по надписям, имеющимся на них, времен Иоанна Грозного и, если бы могли, много могли бы рассказать из того, что видели они с церковной колокольни, но не всегда так внимали им, не всегда так слушались их призыва. Во множестве поспешил народ во храм, чтобы помолиться там вместе с архипастырем и отцем и послушать его. Из с. Ремцы (Ремда), под водительством священника М. Сиротина, невзирая на возможность осенней непогоды, пришел за 17 верст крестный ход. В 6 часов началось всенощное бдение. Загорелись яркие свечи пред ракой угодника, перед иконами, понеслись воздыхания сердца, вместе с пением хора, под управлением местного псаломщика П. Травина, и дымом кадильным к престолу Божию.

На полиелей священнослужители, возглавляемые епископом, в числе 8 человек, с возженными свечами окружили святую раку. Глубоко умилителен был момент, когда владыка по полиелее стал читать акафист прп. Илариону. Припев акафиста «радуйся преподобне Иларионе, отче наш милостивый» так много говорил молящимся… Как угль Божественного жертвенника касался он сердец их, и раскрывались сердца, пламенели любовью к преподобному…

На другой день уже в 6 часов утра народ начал собираться в церковь. Принимались у раки исповедники, служились заказные молебны.

В 9 часов началась литургия в той же торжественной трогательной обстановке, как накануне всенощная. Число служащих иереев еще прибавилось: прибыл протоиерей Гвоздинской Космо-Дамианской церкви о. Преображенский.

По Евангелии владыка обратился к народу с поучением. «Вот, говорил он, жил-был человек. Беден, вервием препоясан, пришел он сюда. Одно имел он – великую веру в Бога, великую любовь к Нему и людям. И вот среди пустыни, лесов дремучих, построил он монастырь. Возлюбил он и возлюбили его…

Была, говорил далее владыка, в то время война. Великий князь Московский проходил с войском. Нуждалось войско. Все, что имел, отдал им преподобный Иларион. Так ли мы поступаем? Учимся ли примером отца и молитвенника нашего?..»

Долго говорил владыка, жадно внимал ему народ. По окончании литургии, возглавляемый владыкой, из храма двинулся крестный ход к часовне памяти прп. Илариона, стоящей на том самом месте, где под сосной, на невысоком холме, любил молиться преподобный при своей земной жизни.

Стара, убога и мала часовня. Начато дело о постройке новой, но скудны местные средства. С покосившегося крыльца ее в конце молебна владыка обратился вновь с речью к народу.

«Здесь, говорил он, любил молиться преподобный Иларион. Молился не о себе только. Молился о крепости царства русского, о победах храброго воинства его. Молился не только о живущих, но и о тех, кто будет жить после него. Молился и о нас…».

Закончил владыка проповедь.

«Паки и паки преклоньше колена, во умилении сердца, преподобному отцу нашему Илариону помолимся», возгласил дьякон. Как один человек народ пал на колени. Преклонил колена и владыка.

«О пречестный и преблаженный, отче наш Иларионе, читал он, тебе дадеся молитися о нас и вемы, яко предстояй престолу Господа, присно являеши любовь твою к нам…»

Гробовая тишина воцарилась вокруг, только кой-где слышались тяжелые, из глубины сердца, вздохи.

По отпусте владыка осенил народ, под пение величания, иконою преподобного Илариона, и крестный ход двинулся обратно во храм.

В церковной ограде дьякон Исаакиевского собора Лехновский, прибывший с владыкой, возгласил, с присущей ему силою, многолетие, и народ стал подходить к кресту и под благословение.

Так, в главных чертах, прошел незабвенный день 21 октября 1916 года в с. Озерах. Светлые, оздоровляющие страницы начертал он в сердцах молящихся и чтущих память прп. Илариона.

«Не забуди нас, преподобне отче наш Иларионе, любовию к тебе зовущих…»

Священник Григорий Казанский

Читая эти строки, мысленно переносишься в те времена и чувствуешь в душе своей невольное умиление и тишину. Но это было лишь затишье перед бурей…