«Тот же, кто приходит с горячей верой,
искренней, глубокой потребностью в правде,
может услышать слово, которое
преобразит все его существо,
хотя речь старца проста и безыскусна,
а со стороны может показаться
скучной и даже банальной»

еп. Каллист Уэр

Среди тех людей, которые ездили к старцу о. Николаю Гурьянову с конца 80-х годов, был будущий настоятель храма Покрова Божией Матери д. Озера о. Евгений Михайлов. О. Евгений начал ездить к о. Николаю в 1989 году.Старец разрешал его недоумения, отвечал на вопросы, исповедовал. Позже благословил на брак, на венчание, на рукоположение, сначала – в дьяконы, потом – в священники.

О. Евгений был рукоположен в сан священника в 1991 году в Санкт-Петербурге митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым). Уже со своей женой, матушкой Ольгой, он часто бывал на острове Залита, теперь они вместе молились на литургии, которую совершал о. Николай, исповедовались, задавали старцу вопросы, ответы на которые не могли найти самостоятельно. Один раз на вопрос о трудностях в церкви, в которой служил о. Евгений, о. Николай ответил: «Потише, не торопись… Благодарите Господа за ваши проблемы и трудности, потому что нет у вас с больших…» 

О. Евгений и м. Ольга на фоне церкви.
Весна 1993 года
    О. Евгений на северном крыльце храма.
    Июль 1993 года

 

Каждое путешествие на остров Залита было значительным духовным событием в жизни иерея Евгения и его жены, которое, как верстовой столб, указывало направление дальнейшего пути. За немногословием и простотой о. Николая стояла огромная духовная сила, более реальная, чем эмпирическая реальность видимой жизни. В марте 1993 года о. Евгений по болезни вышел за штат по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Врачи посоветовали уехать жить в деревню, южнее Санкт-Петербурга.

Тогда о. Евгений с матушкой опять поехали на остров Залита. Без совета о. Николая и его благословения они уже не мыслили свою жизнь. На этот раз беседа состоялась в храме. Старец выслушал рассказ о проблемах, с которыми пришлось столкнуться о. Евгению в городе, и ответил: «Слава Богу! Радуйся и веселись…» И благословил уехать из города служить в деревне, сказав, что митрополит Иоанн пожалеет, но отпустит его в другую епархию.

После этого первого благословения на изменение жизни о. Евгений с матушкой поехали к благочинному Гдовского района протоиерею Михаилу Женочину, строителю и настоятелю Гдовского собора Державной иконы Божией Матери. Многие храмы на Гдовщине в то время стояли без священников. О. Михаил показал им три прихода: церковь свт. Николая в д. Ремда, церковь арх. Михаила в д. Кобылье Городище и церковь Покрова Божией Матери в д. Озера. Самое плохое состояние было в Озерской церкви: 50 лет здесь не было службы, все разрушено, кругом – бурьян, плюс ко всему – отсутствие дорог. Но под спудом этого храма покоились мощи прп. Илариона Гдовского, а на месте погребения преподобного возвышалась метровая куча мусора. О. Евгений и матушка Ольга почувствовали внутреннее расположение именно к Озерам. Они опять отправились на остров к о. Николаю за окончательным благословением. Ведь такой серьезный шаг нельзя было предпринять самовольно.

На этот раз беседа с о. Николаем состоялась на скамеечке около его домика. На вопрос, куда ехать служить, старец ответил, повторив троекратно: «В Озера, в Озера, в Озера». Потом о. Николай сказал, что в городе о. Евгений умер бы от болезни, а в деревне будет жить с матушкой до ста лет. Сказал, чтобы они сразу ехали вместе со своими вещами в Озера и жили у церкви. Хотя о. Евгений сначала хотел оставить вещи в другой деревне и найти где-нибудь жилье, так как у церкви, кроме заброшенной сторожки, не было жилья. Потом о. Николай добавил: «Озера – это награда».

Матушку благословил петь в храме и звонить на колокольне. На ее беспокойство о том, что жить в лесу может быть страшно, о. Николай ответил, что «страшно не будет, ведь сам прп. Иларион будет защищать». О. Евгений говорил о. Николаю, что будет приезжать к нему за духовным советом. Старец же ответил, что придет к ним сам, и очень скоро. Затем он ушел в свой домик, а вернувшись, дал о. Евгению сверток и сказал, что это – первый вклад в восстановление церкви Покрова Божией Матери д. Озера (внутри было 4000 рублей). Потом старец сказал, что о. Евгений сам восстановит храм. Когда о. Евгений с матушкой возвращались с острова, их переполняли мир и тихая радость… 

После этого они поехали на прием к архиепископу Псковскому и Великолукскому Евсевию, объяснили ему ситуацию и попросили принять в свою епархию. В июле 1993 года владыка Евсевий дал о.Евгению указ о назначении его настоятелем церкви Покрова Богородицы деревни Озера, позволив, таким образом, приложить свой труд к делу восстановления поруганных святынь Русской Православной Церкви.

17 июля 1993 года о. Евгений с матушкой Ольгой, собрав необходимые вещи, продукты, богослужебные книги, иконы, священническое облачение, переехали из Санкт-Петербурга в деревню Озера к церкви Покрова Богородицы и поселились в сторожке около храма. В этой сторожке, вкопанной в землю, с земляным полом и развалившейся печкой, претерпевая различные неприятности от крыс зимой и от змей летом, они прожили три с половиной года. Жизнь их на новом месте была осложнена отсутствием электричества, дороги к церкви, телефонной связи, денег, машины. Но их поддерживало благословение о. Николая, большое желание восстановить молитвенную жизнь в этом поруганном храме и вера в помощь Божию и молитвы прп. Илариона. Первая литургия после 50-летнего запустения была отслужена 19 августа 1993 года в праздник Преображения Господня.

Восстановить эту церковь по человеческим меркам было невозможно. Даже Псковское управление культуры не выделило на ее ремонт в 1991 году денежных средств и поставило свою резолюцию: «Церковь Покрова Божией Матери д.Озера восстановлению не подлежит». Но это – по человеческим меркам, а по Промыслу Божию произошло иное.

О. Евгений с матушкой Ольгой понимали, что если этот храм будет восстановлен, то это будет явное чудо Божие. И принимали даже то, что, может быть, всю жизнь придется служить в разрушенной церкви и жить в сторожке…

О. Евгений начал ремонтные работы в августе 1993 года с перекрытия крыши храма новым оцинкованным кровельным железом, пожертвованным Валентиной Васильевной Смирновой из г. Пушкин (Санкт-Петербург), которая также оплатила работу кровельщиков.

Во время ремонтных работ о. Евгений с матушкой жили около храма, обеспечивали ремонт, кормили рабочих. Службы зимой 1993–94 гг. совершались при температуре –10° в летнем большом храме Покрова Богородицы. В это тяжелое время священнику с матушкой помогал петербуржец Михаил Федорович Сухоносов.

О. Евгений с матушкой, как и раньше из Петербурга, теперь уже из деревни Озера ездили к о. Николаю на остров за советом. Летом добирались на лодке, зимой – пешком или на машине по льду озера. Часто старец им говорил: «Вы только никуда оттуда не уходите». Тогда о. Евгений пытался убедить батюшку в том, что они не собираются никуда уходить. Старец же опять повторял: «А я все-таки не хочу, чтобы вы оттуда уходили!» Потом говорил: «Вы еще 50 лет там послужите».

Пережив первую зиму в Озерах, о. Евгений стал серьезно думать о внутреннем ремонте церкви. Но не было ни строительных материалов, ни денег, ни благодетелей. И вот они с матушкой опять поехали на остров к старцу. О. Николай внимательно выслушал, по какому поводу они приехали, и сказал: «Я бы тебе дал денег, но ведь я же жадный». Потом подозвал их к себе, стал опускать свою руку в карман, делая вид, что он что-то достает оттуда, вынимать руку с пустотой, зажатой в кулаке и, протягивая эту пустоту о. Евгению, говорил: «Возьмите скорее, спрячьте, чтобы никто не видел». О. Евгений брал в свою руку эту пустоту и убирал в карман своего подрясника. А о. Николай приговаривал: «Это я вам миллиончик на ремонт храма даю» (в то время было другое исчисление денег). Вероятно, со стороны это смотрелось смешно. На самом же деле это было благословение Божие на ремонт.

Так было не один только раз, а каждый раз, когда о. Евгений ездил за благословением на очередной ремонт. И, вернувшись в Озера, начав ремонт церкви без денег, к концу ремонта каким-то одному Богу ведомым образом от кого-то получали именно ту сумму, которая была необходима для оплаты работ… Таким образом, летом 1994 года были произведены штукатурные работы внутри церкви.

В 1994 году о. Николай благословил вернуть икону прп. Илариона из раки святого, которая хранилась в церкви архангела Михаила д. Кобылье Городище, на ее первоначальное место.

В августе 1995 года при очередном посещении острова у о. Евгения с матушкой состоялась интересная встреча. Когда они плыли на катере по Псковскому озеру, то познакомились с русской эмигранткой из Германии Юлией Вознесенской (в данное время – известной писательницей). Тогда она путешествовала по России для того, чтобы убедиться, что духовное ее возрождение – это реальность. О. Евгений и в этот раз просил благословения у старца на продолжение ремонтных работ по храму. О. Николай благословил. В этот же день вечером Юлия вместе со своими спутниками посетила Озера по приглашению о. Евгения. Ей очень понравился храм, и, воодушевленная увиденным, она пообещала чем-нибудь помочь. Уже в декабре она исполнила свое обещание, прислав средства на ремонт церкви.

Иногда, когда о. Евгений с матушкой приезжали к о. Николаю, он им говорил: «Как я рад, что вы там находитесь». А один раз сказал им: «Ведь это я вас туда запихал». О. Николай рассказывал что «часто в молодости бывал в Озерах у мощей прп. Илариона и много там плакал». После каждой поездки на остров о. Евгений и его жена получали огромный духовный заряд. О. Николай был единственным священником Псковской епархии, который их поддерживал. В 1995 году старец благословил их построить себе дом у церкви.

После реставрации раки прп. Илариона в 1996 году о. Евгений думал – надо ли делать сень над ней, которая была исторически. Спросили об этом старца. Он ответил: «Не надо делать, иконостасу мешать будет». Эти слова старца стали понятными только в 2005 году, когда начались работы по изготовлению нового иконостаса. Иногда о. Евгений показывал о. Николаю фотографии уже отремонтированной церкви, старец очень радовался и снова говорил, чтобы о. Евгений оттуда никуда не уходил.

Часто о. Евгений с матушкой задавали старцу вопросы личного характера. О. Николай благословлял не на всё, на что просили благословение, умиряя тем самым излишнее рвение и неопытность. Но все это он говорил кротко, не навязывая своего мнения. В июле 1997 года о. Евгений впервые задал о. Николаю вопрос о постройке часовни вокруг дерева, в дупле которого молился прп. Иларион. Старец сказал: «Конечно, стройте, только – каменную».

О. Евгений с матушкой подумали, что старец просто не понял ситуации – ведь денег вообще нет и единственная возможность что-то сделать – это заказать сруб для часовни. Начали переубеждать о. Николая, объясняя ему свое положение. Но старец, не обращая внимания на разъяснения, повторял: «Да, да, а я хочу каменную». Еще несколько раз хотели ему объяснить, но в ответ слышали одно и то же: «А я хочу каменную». С этим недоумением и вернулись в Озера… Но деревянную часовню строить не стали.

В 1998 году они еще раз ездили к о. Николаю и спрашивали о строительстве новой часовни. Старец, как и в первый раз, сказал, что он хочет каменную. О. Евгений ему говорил: «Батюшка, так у нас же нет денег. Как мы будем строить? Да еще и каменную…» О. Николай ответил: «А ты начни строить, и всё будет. И не торопись, в следующем веке построишь».

С этого времени о. Евгений всем людям, приходящим в церковь, рассказывал о благословении старца построить каменную часовню. Все слушали молча и уходили… Лишь в 2001 году благословение старца обрело видимые очертания: каменная часовня была построена. Иногда о. Николай гулял с о. Евгением и матушкой Ольгой по кладбищу, показывая кресты, которые сам заказывал, деревья, им посаженные, молясь около часовни и на могиле своей мамы Екатерины.

Так, во время посещения о. Николая о. Евгением и его матушкой в 1999 году старец гулял с ними по кладбищу, отвечал на задаваемые ему вопросы. Когда же они все вместе выходили из кладбищенских ворот, о. Николай повернулся к ним и сказал: «Вот, когда я умру, меня бросят на дороге и все будут мимо ходить». Матушка возразила старцу: «Этого не может быть, батюшка!». Старец же ответил: «Сами увидите…» Они поверили этим словам о. Николая только три года спустя, когда увидели, что его похоронили на кладбищенской дороге…
В этот же приезд старец спросил о. Евгения: «Как Вас зовут?» Тот удивился, ведь о. Николай прекрасно знал, как его имя, но все же ответил: «Евгений». Тогда старец сказал: «А меня – Николай, помолитесь за меня». В последние годы своей жизни старец многим людям говорил, что его зовут «Николаем». Таким образом, он прозорливо обличал тех, кто впоследствии попытается изменить его имя.

Личность о. Николая явилась как бы связующим звеном между ушедшей Россией как православной страной и современной нам постсоветской Россией. Родившийся до революции 1917 года, воспитанный в верующей семье, с детства впитавший в себя Евангельское учение, знавший священномученика митрополита Вениамина (Казанского) и многих других церковных русских людей, пострадавших во время гонений, сам гонимый, но смиренно всё вынесший, о. Николай для многих людей стал удивительным «открытием», дверью в мир Церкви после 70-летнего запрета на всё, что касается веры. Священник Личность о. Николая явилась как бы связующим звеном между ушедшей Россией как православной страной и современной нам постсоветской Россией. Родившийся до революции 1917 года, воспитанный в верующей семье, с детства впитавший в себя Евангельское учение, знавший священномученика митрополита Вениамина (Казанского) и многих других церковных русских людей, пострадавших во время гонений, сам гонимый, но смиренно всё вынесший, о. Николай для многих людей стал удивительным «открытием», дверью в мир Церкви после 70-летнего запрета на всё, что касается веры. Священник